236 лет со дня рождения

Niccolò Paganini – Violin Concerto No. 1 in D Major, Op. 6: Rondo: Allegro spirituoso
продолжительность = 0.42 мин.

Niccolò Paganini – Violin Concerto No. 2 in B minor, Op.7: I. Allegro maestoso
продолжительность = 0.42 мин.

Niccolò Paganini – Violin Concerto No. 2 in B Minor , Op. 7, ”La Campanella”: II. Adagio
продолжительность = 0.42 мин.

Niccolò Paganini – Violin Concerto No. 2 in B Minor , Op. 7, ”La Campanella”: III. Rondo
продолжительность = 0.42 мин.

Niccolò Paganini – Violin Concerto No. 5 in A Minor: I. Allegro maestoso
продолжительность = 0.42 мин.

Niccolò Paganini – Violin Concerto No. 5 in A Minor: II. Alndante, un poco sostenuto
продолжительность = 0.42 мин.

Niccolò Paganini – Violin Concerto No. 5 in A Minor: III. Finale: Rondo
продолжительность = 0.42 мин.


236 лет со дня рождения – НИККОЛО ПАГАНИНИ (итал. Niccol; Paganini;
27 октября 1782, Генуя 27 мая 1840, Ницца) итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких личностей
музыкальной истории XVIIIXIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.

Мне твоя музыка не нравится, но её любит публика, поэтому я буду заставлять тебя заниматься всё больше и больше, чтобы ты в конце концов стал богатым человеком и обеспечил своему отцу богатую старость.
Но, папа! сказал Паганини.
Молчи! резко бросил ему отец.
Я устал сквозь слезы пробормотал Никколо.
Никакой усталости! грубо смеясь, отвечал ему отец, Только труд, только труд, маленький бездельник! Я тебе покажу, как перечить отцу! И ударил его указкой по рукам. Так он делал всегда, когда Паганини начинал плакать и жаловаться на усталость.
Вспомни Моцарта! Вспомни Моцарта! кричал отец, ударяя его по рукам и ногам.

Мистический скрипач, руками которого руководил сам Сатана, до сих пор собственными произведениями будоражит людские сердца и заставляет задуматься о сокровенном, хотя со дня смерти гения минуло немало лет.
Поздней осенью 1782 года в небогатой генуэзской семье родился второй ребенок, которого назвали Никколо. Родители сильно переживали за кроху, так как младенец появился на свет раньше срока и был болезненным и тщедушным. Отчий дом Никколо стоял в узком проулке под названием Черная кошка. Антонио Паганини (папа) в молодости работал грузчиком в порту, но чуть позднее открыл собственную лавочку. Тереза Боччардо (мама) вела домашнее хозяйство.

Однажды Терезе приснился ангел, который предрек второму ребенку блестящее музыкальное будущее. Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам обожал музыку. Антонио постоянно музицировал на мандолине, чем сильно раздражал соседей и супругу. Мужчина прививал любовь к музыкальным инструментам старшему ребенку, но успеха не возымел.

Отец, уверовав в вещий сон, начал усиленно заниматься с Никколо уроками игры на скрипке. С первых занятий становится ясно, что ребенок одарен от природы тончайшим слухом. Поэтому детские годы малыша прошли в изнуряющих занятиях, от которых даже сбегал. Но папа применял крайние меры, закрывая сына в темном сарае и лишая куска хлеба. Ребенок был вынужден играть на инструменте много часов подряд, что привело к каталепсии. Врачи констатировали смерть, а убитые горем родители приступили к процедуре похорон.

Но на церемонии прощания произошло чудо Никколо очнулся и сел в гробу. Как только малыш поправился, Антонио вновь вручил ему любимую игрушку-мучительницу скрипку. Теперь мужчина прекратил самостоятельные уроки с сыном и пригласил учителя, которым стал генуэзский скрипач Франческе Ньекко. Паганини рано начал создавать первые композиции собственного сочинения. Таким образом, уже в 8 лет он порадовал родственников скрипичной сонатой.

Городок облетели слухи о том, что в бедной семье лавочника Паганини растет талантливый музыкант. Не прошли эти новости и мимо ушей главного скрипача капеллы собора Сан-Лоренцо, который решил лично убедиться в гениальности мальчика. После прослушивания Джакомо Коста предложил собственные услуги в развитии юного дарования. Коста шесть месяцев обучал Никколо, передавая ему навыки и секреты искусства.

Музыка.

После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, теперь его биография полна встреч с творческими людьми. Перед юношей открылась дорога к концертной деятельности. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт. После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Узнав, что одаренный ребенок растет в бедной семье, маркиз берет на себя обязанности по воспитанию и содержанию Никколо.

Джанкарло ди Негро оплачивает услуги нового учителя для мальчика. Им становится популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Пагагини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента. Под таким руководством юноша сочинил два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.

В 1800 Паганини начинает серьёзную работу и дает 2 концерта в Парме. После этого его приглашают ко двору герцога Фердинанда Бурбонского, где юноша уверенно выступает. В этот момент Антонио Паганини понимает, что пора зарабатывать деньги на таланте сына. Став импресарио, организует гастроли по Северной Италии.

Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Но несмотря на тяжелые гастроли, отец настаивает на постоянном музицировании Никколо, который уже создает шедевральные каприччо. Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Рука гения прикоснулась к сухим формулам Локателли, и произведения заиграли свежими искрящимися образами и картинами. Более ни одному скрипачу такое было не подвластно. Каждая миниатюра из 24 звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно.

Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В этот момент ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо соглашается. Этот момент описывается в дневниках, где он делится впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущения крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Теперь жизнь гения превратилась в череду поездок, картежных игр и сексуальных приключений.

Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. Пробыв на Родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправляется в герцогство Феличе Бачокки, где работает дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию. Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей. Эта зависимость так нервировала молодого человека, что он решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от дворянских пут.

Явившись на концерт в мундире капитана и наотрез отказавшись переодеться, был изгнан сестрой Наполеона из дворца. В тот момент французского полководца разгромили русские войска, и поступок скрипача так взбудоражил общество, что он чудом избежал ареста. Далее творческий путь продолжается уже в Милане. В театре Ла Скала настолько очаровался увиденным танцем ведьм из балета Свадьба Беневенто, что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему.

В 1821 Паганини прерывает концертную деятельность из-за затяжной изматывающей болезни. Дела обстоят настолько плохо, что мужчина просит приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Матушка прикладывает усилия для спасения сына и перевозит его в Павию. Здесь скрипача лечит Сиро Борда, который делает больному кровопускания, втирает ртутную мазь и пишет персональную диету.

Но Никколо терзают сразу несколько болезней: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Справится с недугом не может даже именитый лекарь. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставляет творчество и слабыми руками перебирает гитарные струны, обдумывая композиции. Моления матушки не проходят даром, и мужчина поправляется, правда надрывный кашель остается на года.

Окрепнув, Паганини дает 5 концертов в Павии и сочиняет 20 новых произведений. Последующие годы мужчина путешествует, выступая Германии, Риме, Вестфалии, Франции. Теперь билеты на Паганини стоят огромных денег, талантливый скрипач зарабатывает состояние и даже покупает себе титул барона.

Личная жизнь.

Несмотря на непрезентабельную внешность, Никколо Паганини не испытывал недостатка в любовницах. Глядя на фото, современники удивляются, как это ему удавалось. Желтоватое лицо, острый нос, угольно-черные глаза и спутанные темные волосы это портрет великого музыканта. Едва юноше исполнилось 20 лет, как у него появилась дама, которая увозила скрипача вечерами в собственное поместье, чтобы отдохнуть после концертов.

Следующей музой мужчины становится Элиза Бонапарт Бачокки, которая приблизила любимого ко двору и всячески поддерживала. Отношения завязались непростые, но настолько страстные, что в этот период скрипач пишет 24 каприса на одном дыхании. В этюдах раскрывается все, что испытывал юноша к красавице-принцессе: боль, страх, любовь, ненависть и восторг. Это произведение до сих пор не дает покоя слушателям, многие из которых считают, что в тот момент рукой композитора управлял сам дьявол.

Расставшись с Элизой, Никколо вернулся к гастролям, где и познакомился с Анджелиной Каванной. Девушка – дочка портного и отдала последние деньги за возможность увидеть великого виртуоза. Так как музыканта окутывали мистические слухи, то Анджелина решила сама убедиться в сатанизме скрипача и пробралась за кулисы. Молодые люди мгновенно полюбили друг друга. Чтобы не расставаться с возлюбленным, красавица отправилась в совместное турне в Парму, даже не оповестив отца. Спустя 2 месяца обрадовала сожителя известием о том, что вскоре станет матерью.

Музыкант отправляет подругу в Геную к родственникам, где ее находит отец. Портной обвинил Паганини в развращении дочери и подал в суд. За время судебных разбирательств Анджелина родила, но дитя погибло. Скрипач выплатил денежную компенсацию семье Каванно.

Спустя 3 месяца влюбчивый скрипач завязал отношения с певицей Антонией Бьянки, которая выступала на сцене ЛаСкала. Пара жила настолько странно, что неоднократно привлекала внимание окружающих. Антония любила Никколо, но постоянно изменяла. Девушка объясняла это тем, что мужчина часто болел,а ей не хватало внимания. Собственные измены певица не скрывала. Любимый тоже в долгу не оставался и заводил интрижки с кем попало.

В 1825 году у пары рождается сын, которого назвали Ахилл. Скрипач, мечтающий о детях, безумно обрадовался этому факту. Чтобы создать ребенку условия и обеспечить дальнейшую жизнь, молодой отец погрузился в творчество и зарабатывание капитала. Не забывая при этом уделять внимание горячо любимому Ахиллу. Супруги разошлись, когда ребенку исполнилось 3 года. Никколо добился единоличной опеки над малышом.

Несмотря на любовные похождения, привязан он только к одной женщине Элеоноре дэ Лука. С юности и до зрелости мужчина навещал возлюбленную, которая безропотно принимала блудного друга.

Смерть.

Осенью 1839 года Паганини приехал навестить Геную, но поездка далась нелегко. Великого виртуоза подкосил туберкулез, из-за которого мужчину мучил изнуряющий кашель и отечность ног. Последние месяцы перед смертью он даже не выходил из дома. В 1840 болезнь поглотила Никколо, который на смертном одре пальцами перебирал струны любимой скрипки, не в силах поднять смычок. В этом же году великий музыкант скончался.

По одной из версий, церковнослужители запретили предавать тело земле из-за того, что перед смертью мужчина не исповедовался. Паганини кремировали, а прах хранила Элеонора дэ Лука. Из другого источника следует, что Никколо похоронили в Валь-Польчевере, и спустя 19 лет Ахилл добился захоронения останков отца на Пармском кладбище.

Интересные факты.

В 2013 году на экраны вышел фильм Скрипач дьявола, созданный по мотивам из биографии Паганини.
Умел разговаривать струнами.
Увлекался азартными играми, оставляя последние деньги в игорных домах.
Устраивал на концертах такие шоу, что некоторые слушатели теряли сознание.
Одной скрипкой заменял оркестр.
Категорически отказывался писать псалмы.
Принадлежал к обществу масонов.
Не записывал собственные сочинения на бумаге.
Не прерывал игру, если на скрипке лопались струны. Иногда даже одной струны хватало для шедеврального выступления.
Слыл великим сластолюбцем.

@

One thought on “236 лет со дня рождения”

  1. На концерте Никколо Паганини были Шуман, Шопен, Берлиоз. После посещения этого концерта, они стали романтиками. Они перестали зависеть от всего, что только могло связывать человека, его возможности и силы.

    Этот мрачного вида человек, игрок и дебошир совершенно преображался, взяв в руки скрипку.
    Даже тем, кто считал, что его слава лучшего скрипача в мире раздута, приходилось смириться, когда им доводилось услышать его игру.
    Для людей, в музыке не разбиравшихся, он устраивал настоящие представления с звукоподражанием “жужжал”, “мычал” и “разговаривал” струнами.
    На концертах Паганини устраивал настоящее шоу.
    На публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей.
    Всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и “привета из деревни” – подражания звукам животных.
    Паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр.
    Влюбленная публика прозвала его “Южным колдуном”.

    Людская молва не переставала гласить, что Паганини продал душу дьяволу. Ничем другим не могли его современники объяснить виртуозное владение маэстро скрипкой.
    А многие добавляли: И после смерти ему не найти успокоения!
    Вот эти оказались абсолютно правы: гроб с телом великого музыканта более десяти раз закапывали и вновь вырывали.
    Посмертное странствие продолжалось… пятьдесят семь лет почти столько, сколько Никколо Паганини прожил на земле…

    “Паганини извлек из своей скрипки все самое нежное и самое трудное, что когда-либо существовало в храме гармонии. Четыре на скрипке струны или одна для его волшебного смычка это не имеет ровно никакого значения И кто бы он ни был ангел или дьявол это, безусловно, музыкальный гений”

    “Ничьей славе не сравниться с его славой, не сравниться и чьему-нибудь имени с его именем Никогда ничьим следам не совпасть с его гигантскими следами И я решительно утверждаю: второго Паганини не будет. Такое сочетание колоссального таланта и особых обстоятельств жизни, которые вознесли его на самую вершину славы, это единственный случай в истории искусства Он был велик”

    В своей жизни мне пришлось плакать трижды когда провалилась постановка моей оперы, когда на пикнике в реку упала жареная индейка и когда я услышал игру Паганини

    Никколо Паганини мог заставить инструмент звучать на пределе возможностей, извлекать из струн ангельские и демонические звуки: визг несмазанной двери, собачий вой, пение птиц, мычание коров, жужжание пчел, изумрудный свет холмов Тосканы, терпкий привкус вина, блеск женских глаз, вспышки гнева и трепет страсти, тоску, жажду и восторг все это он с легкостью извлекал из скрипки прикосновениями смычка.

    Однажды на концерте он исполнил композицию только на двух струнах, которую назвал Дуэтом влюбленных.

    Одна его почитательница восторженно сказала маэстро:
    Вы совершенно несносный человек, ничего не оставляете другим Кто сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это же совершенно невозможно.

    Эта идея весьма понравилась Паганини, и через несколько недель в концертах он уже играл сонату на одной струне…

    Ты сделала меня несчастным, лишила беззаботного золотого детства, украла мой смех, оставив взамен страдания и слезы, сделала пожизненно своим пленником Мой крест и моя радость! Кто бы знал, что за талант, дарованный мне свыше, за счастье обладать тобой я заплатил сполна, он бережно коснулся изящного завитка и слегка отпустил колки с жильными струнами

    Божественно прекрасный инструмент дал ему уже все, что может пожелать душа: богатство, успех, поклонение…

    Вот только на доставшиеся трофеи нельзя приобрести ни утраченного навсегда здоровья, ни счастья

    Никколо Паганини родился 27 октября 1782г. в Генуе. В раннем детстве мальчик получал уроки игры на скрипке. Отец принуждал его к многочасовым упражнениям, мог даже оставить голодным. Уже тогда он проявлял инициативу всяческого особенного извлечения звука из инструмента, чтобы созвучия удивляли людей. Ещё ребёнком он буквально на лету хватал приёмы игры на гитаре.
    Часть уроков Никколо Паганини получал от Джакомо Косты, однако, в основном. он был самоучкой, перенимая некоторые приёмы игры от известных скрипачей.

    Проживая с отцом в Парме, Никколо брал уроки композиции у Гаспаро Гиретти и Фердинондо Паера и даже сочинил под их наблюдением несколько произведений.
    Вернувшись в Геную, Паганини занимался гитарой, сочинял гитарные произведения, гитара стала для Паганини важным инструментом для развития гармонического мышления и сочинения многоголосия.
    В январе 1805г. Паганини был назначен концертмейстером в оркестре республики Лукки и, после того, как княгиня Элиза Бациокхи, сестра Наполеона, стала властительницей Лукки, занял в сентябре место оперного директора. До 1809г. это единственная должность, которая давала Паганини твёрдый заработок и средства к существованию. В это время возникли его многочисленные произведения для скрипки с оркестром, а также для скрипки и гитары.

    С 1810г. Паганини почти постоянно гастролировал по всей Италии. В 1828г. Паганини отправляется в Вену, где его опережали слухи и отзывы о нём, как о первостепенном скрипичном виртуозе, который очаровывал слушателей своим `волшебным искусством скрипача`. В Вене профессиональные музыканты и публика встречали его восторженно. Его концерты обсуждались во всех газетах, сообщения о его искусстве попадали также в Германию и Францию, журналы мод изучали его образ жизни, гастрономию и одежду делали в подражание Паганини, предметы потребления украшались его портретами, стихотворения и фарсы с темой Паганини были опубликованы, композиторы выбирали мелодии и имена с намеками на Паганини для своих произведений, а австрийский император удостоил его почётного звания Виртуоз императорского двора.

    Здесь , в Вене, Паганини расстался с Антонией Бьянкой. Сын Ашиль оставался согласно договору при Паганини, и он заботился о ребёнке.
    Проблемы со здоровьем побуждали Паганини отправиться в августе 1828г. в Карлсбад, где он познакомился с Иоганном Непомуком Хуммелем. Паганини даёт там 2 концерта, но в октябре вынужден выехать в Прагу, где был удачно прооперирован. После лечения композитор дал несколько встреченных с ликованием концертов, сочинил несколько произведений для скрипки и гитары и готовился в уже давно запланированную поездку в Германию. Незадолго до отъезда он диктовал Юлию Максу Шоттки свою биографию, от которой он ожидал опровержения всех этих распространённых о нём слухов.

    В Германии, где исполнители-скрипачи стремились к вершинам виртуозности, он произвёл впечатление дьявольски-демонического художника с необъяснимыми музыкальными способностями и удивительными приёмами игры, просто сразил публику наповал своей блестящей непревзойдённой техникой и завораживающей красотой звучания музыки. Так же великого маэстро воспринимали и во Франции.
    Вернувшись в Геную, композитор мечтал отдохнуть на своей, наконец -таки приобретённой вилле, но правительство Италии буквально принуждало Паганини выступать с концертами, не принимая во внимание его тяжёлое состояние здоровья.

    В конце жизни Паганини жил в Ницце, надеясь поддержать своё совершенно ослабленное здоровье. В начале мая 1840г. тяжёлый приступ свалил его в постель. Он совершенно лишился голоса. 27 мая 1840г. великий композитор Никколо Паганини скончался.

    @

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *