Хэллоуин и святки: две

ХЭЛЛОУИН И СВЯТКИ: ДВЕ СУДЬБЫ ОДНОЙ ТЫКВЫ.
(Окончание ,начало ниже по стене)

Но возможны и более неожиданные варианты: Редкий вариант звезды был зафиксирован этнографами в станице Ахметовская Лабинского р-на Краснодарского края: когда ходили на святки рождествовать, то брали большую тыкву, удаляли из нее мякоть, делали прорези-глазницы и рот, вставля ли в тыкву зажженную свечу и с этой светящейся в ночи головой (которую называли звезда) ходили по домам [Виноградова 2000, 36].
В данном случае светильник заменяет звезду, используемую при колядовании (она символизирует вифлеемскую звезду, вспыхнувшую при рождении Иисуса Христа). Видимо, первоначально в местности был известен именно чудовищный светильник, но со временем этот образ перенесся на другое обрядовое действие, которое осуществляется также в Святки. Показательно и свидетельство из Брагинского р-на Гомельской обл., в котором тыква-светильник и звезда упоминаются раздельно, но буквально на соседних строках сообщения: Нараджалхся, хто чым. Мужчыны хадз1Л1 са звяздой, а жэншчыны спя вал i пад акном. Яшчэ гарбуз выразалк вочы, зубы. I за- пальвалi свечку. Так эта перад Новым годам з трынаццатага па чатырнаццата- га. Свечку у гарбуз, тады i вочы, i рот ввдныя [Народная культура 2007, 22].
Тыква-светильник персонифицируется крайне редко. Например, в д. Михайлово Нижегородской обл. ее называют страшной масленицей (глаза горят, изо рта пламя вырывается) [Корепова 2009, 219]. Редкий случай персонификации образа, созданного с помощью тыквы, зафиксирован в Киевской губ.: В день Семена Лето- проводца (1. IX) женили Семена, роль жены исполняла поставленная на праздничный стол пустая тыква с прорезанными глазами, носом и ртом [Чёха 2012, 337].
Тыквы нередко становились элементом различных антропоморфных и зооморфных фигур, используемых в календарных обрядах1. О сопоставлении головы с тыквой красноречиво говорит
1 Например, у южных славян в масленичных обрядах использовалась большая, иногда в рост человека кукла, набитая соломой и тряпьем, с головой из большой тыквы или глиняного горшка [Календарные обычаи 1977, 247]. Также см. запись 1984 г. из Ровенской обл.: Серым конем ра(я)дилися. Один [изображал коня]. Шоб хвост быу у коня, то брали вытертый лён на мялку. Голову робилы з длинного гарбуза. И зубы вы
I резалы, и вочы [Ивлева 2004, 91].
болгарская загадка: Тыква с семью дырками (ответ голова) [Славянский фольклор 1987, 106].
Если раньше запугивание тыквой с горящими глазами встраивалось в традиционную календарную обрядность, то со временем это стало просто молодежной забавой, бытующей исключительно ради развлечения. Так, О. Воропай в книге, впервые изданной в 1958 г., опубликовал рассказ о запугивании детей светильником из тыквы. Оно происходит во время созревания тыкв на Украине, то есть никак не связано со Святками:
Коли дозрхють гарбузи, то хлоп- щ роблять 1з гарбуза опудало: зрхзують вершок, вичищають середину, прорхзу- ють ножем очх, нхс, здоровенного рота. В нос настромляють паличок i вихо- дить, шби це опудало вишкрюе зуби, а в середину запалену стачку. Темного осшнього вечора которийсь хлопчак бере таке опудало i йде туди, де бавлтьс дуги. Пвдкрадаеться й виставляе з-за плоту гарбуза з запаленною стачкою. Дтти, несподХвано побачивши в темряга велик вогняш (di та величезну пащеку з вишйренними зубами, ля- каються i з криком розбшаються геть [Воропай 1993, 460]2.
Информантка 1926 г. р. из Владимирской обл., рассказывая о запускании тыквы-светильника в виде змея, пытается сделать календарную привязку (больше осенью делали), но это звучит неуверенно: Змея мы пускали, привязывали тыкву пустую, и там свечка. В ночь. Она лётает и сверкает. Сами делали змея и запускали. Катушку брали черной нитки десяти, толстую всё же, и вот привязывать и запускаешь. Это когда хошь, но больше осенью делали. Да нет, это забава (Зап. от Анаста
2 Перевод: Как дозреют тыквы, парни делают из тыквы пугало: срезают вершину, вычищают середину, прорезают ножом глаза, нос, большой рот. В середину вставляют горящую свечу. Темным осенним вечером парнишка берет такое пугало и идет туда, где играют дети. Подкрадывается и выставляет тыкву с зажженной свечкой. Дети, неожиданно увидевшие в темноте огромные огненные глаза и пасть с выщербленными зубами, пугаются и с криком разбегаются прочь.
сии Степановны Локалиной, 1926 г. р., с. Борисово, Муромский р-н, Владимирская обл. Соб. И. Н. Райкова. 2003 г.) [ГРЦРФ; МГПУ].
Наконец, в следующих эпизодах о календарном значении речи вообще не идет:
Муж рассказывал. Они ходили в школу далеко, за реку. Ходили каждый день, и с девчонками вместе. И говорит: Мы отстали от девчонок нарочно. Они (девчонки. Соб.) что-то на них наябедничали, и они (мальчишки. Соб.) решили отомстить. Они взяли тыкву, сделали глаза, поставили туда свечку и поставили на пенек. Вот они (девчонки. Соб.) идут, а глаза горят, а внизу простынь. Так они с криком в эту Матвеевку побежали (Зап. от Марии Ивановны Горелкиной, 1967 г. р., д. Матвеевка, Селивановский р-н, Владимирская обл. Соб. В. Е. Добровольская. 2007 г.) [ГРЦРФ].
У нас одна девушкой была любительницей уж очень вот эти дела делать. Мы гуляли вот здесь вот у нас в конце, гуляли много-то вот нас молодежи было: и мальчишки, и девчата все тут! Вот, гуляли хорошо. Одни были ворота открыты, еще поздно, ночь глухая была, а ворота были открыты у них, гуляли. И вдруг от кладбища идет высокое-высокое… и вот так значит, типа головы., рот, не знаю чего там, вроде как и зубы там такие сверху-то. И вот идёт с кладбища-то, руками вот так вот. в белом всё, в белом. Как только забежали не знаю! Вот, и оказалось, она одна шла прям с самого кладбища и не боялася! Сделала тыкву и вот и этим обвязала как раз и руками шла поддерживала. А эти места сделала палки привязала. Как угораздило не знаю! И вот шла такая-то. А здесь дырку вырезала типа зубы и там свечку вставила огонек. Такие вот чудеса были! (Зап. от Раисы Петровны Медведевой, 1933 г. р., с. Гавриловское, Суздальский р-н, Владимирская обл. Соб. А. А. Ко- стикина, Ф. А. Ордынец, П. Райков. 2006 г.) [ГРЦРФ; МГПУ].
Также в нашей коллекции есть два рассказа о том, как тыквы-светильники вырезали дети в пионерских лагерях, чтобы пугать девочек после отбоя. В од
ном из случаев информант (1971 г. р.) отметил, что слышал о таком способе от более старших пионеров.
Однако надо отметить, что даже во второй половине XX в. дети, изготавливающие тыкву-светильник исключительно ради шутки, иногда опирались на информацию этнографического характера: Про тыкву-светильник мне рассказывала бабушка, они в детстве, на Украине (Полтавская обл. Соб.), это делали. Так что когда начались всякие фильмы, там про Хеллоуин, я это уже знал. Так вот, мы с Витей решили испугать девочек, которые должны, были поздно вечером проходить мимо нашей дачи. Девочки были года на три постарше, одна из них мне нравилась. И вот мы достали тыкву, вырезали в ней глаза, рот, нос и стали ждать в кустах. А девчонки-то были постарше нас. И поэтому повели себя иначе, чем мы ожидали. Одна закричала: О, да нас О, да нас кто-то пугает!. Затопала так ногами, закричала: У-у-у! И получилось, что это не мы ее испугали, а она нас (Зап. от Сергея Евгеньевича Селиверстова, 1961 г. р., Москва. Соб. Д. В. Громов. 2001 г.) [ЛА ДГ].
Наблюдается сходство не только основного объекта славянских обрядов и Хэллоуина3, но и календарного контекста действий с ним.
1. Хэллоуин, как мы знаем, происходит в начале зимы. Славянские обряды большей частью приурочены к Святкам (середина зимы).
2. И Хэллоуин, и святочные обряды включают карнавальное ряженье участников, имеющее мифологическое объяснение: Хэллоуин предполагает активизацию нечистой силы; ее и изображают участники праздника, переодеваясь в карнавальную одежду. Святки также предполагают активизацию нечистой 3 В данной статье мы не ставили перед собой задачи поиска тыкв-светильников в традициях разных народов, ограничившись сопоставлением славянского фольклора и традиции современного Хэллоуина. В то же время народные обычаи такого рода существуют и в других странах. Так, в Швейцарии 16 ноября вечером носили долбленые тыквы, внутри которых были вставлены зажженные свечи. На стенках тыкв делали прорез в виде черепа и астральных знаков, светившихся в темноте [Календарные обычаи 1978, 162].
силы [Виноградова 2009, 585586], и ряженье часто рассматривается как инсценировка этого мифологического действия [Морозов 1993, 174].
3. Совпадают и обрядовые действия, совершаемые празднующими. Участники Хэллоуина, наряженные в маскарадные костюмы, ходят от дома к дому, выпрашивая сладости (этот процесс описывается термином trick-or-treat). Святочные ряженые колядуют ходят по дворам и, исполняя песни, выпрашивают угощение (если угощение не дают, могут в шутку похулиганить).
Чем же объясняется наличие на двух полушариях Земли одного и того же образа, используемого в сходных контекстах? Попытаемся объяснить это разными путями.
Версия 1. Наличие общих корней и соответственно мифообразов. Славяне и кельтские народы Британии, у которых и зародился Хэллоуин, относятся к общей группе индоевропейских народов. Поэтому у них действительно встречаются сходные мифологические воззрения. Однако предполагать общие архаические корни такого, в общем-то, частного явления, как тыква-светильник, представляется неправомерным. Тем более что фактов в пользу этой версии явно недостаточно.
С одной стороны, несмотря на материалы, приведенные в статье, данных об изготовлении святочной тыквы-светильника все-таки мало. Напомним, что самое старое упоминание относится к чешскому изданию 1850 г. (День Святой Барбары), а прочие материалы отражают события ХХ в. Вряд ли этого достаточно, чтобы уверенно говорить о глубокой архаике образа.
С другой стороны, как мы уже говорили, Хэллоуин в его современном виде сформировался совсем недавно. Западные исследования говорят о том, что обычай надевать маскарадные костюмы и носить с собой светильник Джека при обходе дворов в ночь с 31 октября на 1 ноября появился только на рубеже XIX и XX вв. [Bannatyne 1998, 44]. В Европе светильники Джека изготовлялись из брюквы или репы, тыква стала использоваться уже в США [Oxford 2007, 269]. Обычай изготовлять 6 такие светильники в честь окончания
полевого сезона фиксировался в США начиная примерно с 1830-х гг., постепенно всё более ассоциируясь с Хэллоуином [Rogers 2002; Morton 2003].
Версия 2. Заимствование. Это наиболее простое объяснение также представляется бездоказательным. Конечно, можно предположить, что эмигранты-славяне занесли святочный обычай изготовления тыкв-светильников в Новый свет, и там он оказал влияние на празднование Хэллоуина. Однако говорить об этом уверенно можно было бы, только основываясь на фактах. Об обратном влиянии из США в Восточную Европу можно говорить только относительно конца ХХ в.
Версия 3. Влияние общих объективных условий. Более вероятной представляется нам именно эта версия: демонический образ тыквы-светильника возник на двух сторонах земного шара независимо друг от друга, будучи обусловленным потребностями в ритуалах и условиями их проведения.
Во-первых, мифологизированные представления о годичном круге времени создают сходные для разных народов календарные поверья и обряды. В данном случае это поверья о разгуле нечистой силы силы в начале зимы (Хэллоуин) или во время максимально длинной ночи (Святки). И в том, и в другом случае нечисть активизируется в момент ослабления жизненных сил природы, усиления зимы и смерти. Сходство мифологических представлений и ритуальных систем усиливается и общим происхождением народов индоевропейского корня.
Во-вторых, календарно-ритуальные практики, связанные с зимним разгулом нечисти, обусловлены наличием социально-возрастных групп, охотно включающихся в такие практики, детей, подростков и молодежи. Ритуализированное асоциальное поведение симпатично молодежи ввиду ее психолого-возрастных особенностей склонности к совместному времяпрепровождению, к экстремальному поведению, к игровой деятельности, к повышенной эмоциональности переживания и др.
В-третьих, возникновение сходных объектов (в данном случае светильника из тыквы) обусловлено прагматически. Тыквы как материал для светильников практичны и дешевы. Они долго не портятся, сохраняются до зимы, когда появляется потребность в их обрядовом использовании. Тыквы легко обрабатываются, они объемны и при освещении изнутри выглядят эффектно.
В-четвертых, сходство образов и ритуальных действий может быть обусловлено их несложностью. Люди на разных концах земного шара в принципе могут придумать нечто простое независимо друг от друга. Особенно в случаях, если это обусловлено сходством мифологических представлений, календарных систем, социально-возрастных потребностей, климатических условий и т. д.
Литература
Виноградова 2000 Виноградова Л. Н. Рождественская звезда как ритуальный символ 2000. 4. С. 3537.
Виноградова 2009 Виноградова Л. Н, Плотникова А. А. Святки Т. 4. М., 2009. С. 585586.
Воропай 1993 Воропай О. Звича! нашо- го народу. К., 1993.
Ивлева 2004 Представления восточных славян о нечистой силе и контактах с ней: Материалы полевой и архивной коллекции Л. М. Ивлевой. СПб., 2004.
Календарные обычаи 1977 Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. Конец XIX начало XX в. М., 1977.
Календарные обычаи 1978 Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX начало XX в. Летне-осенние праздники. М., 1978. И т.д (смотри приложение !)

ИСТОЧНИК :
ХЭЛЛОУИН И СВЯТКИ: ДВЕ СУДЬБЫ ОДНОЙ ТЫКВЫ
ГРОМОВ ДМИТРИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ 1,
ГАСАНОВ БОГУМИЛ
1 Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
Тип: статья в журнале – научная статья
Язык: русский
Номер: 1 (53) Год: 2014 Страницы:
151-157
УДК: 392
ЖУРНАЛ:
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Издательство: Центр культурных стратегий и проектного управления
(Москва)
ISSN: 2410-6658

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *