Стихи о живописи из

Максим Павлов – Весенняя яблоня
продолжительность = 0.42 мин.

П.Кончаловский – Сирень_в_корзине
продолжительность = 0.42 мин.

Владислав Опрышко – Импрессионисты
продолжительность = 0.42 мин.

Радио Логос – История одной картины. Клод Моне Белые кувшинки
продолжительность = 0.42 мин.


СТИХИ О ЖИВОПИСИ

Из сборника стихов Юлии Лазаревой Чайный город:

Импрессионист

Импрессионисту снится осень,
Образ, нарисованный пастелью.
Всё вокруг пронзительная просинь,
Тающая просинь с карамелью.

Клён как крёстный, щедрый на подарки,
С небом связанный одним сияньем.
Рыжая звезда в аллею парка
Падает загадывай желанье!

Мир не зря на всех разлит и роздан
Всею полнотою без остатка,
Влажные, заплаканные звёзды
На лету лови взахлёб в охапку.

И бегом куда всё? без причины,
Распугав притихших луж ватаги
Рыжую звезду на ножке длинной
Высушат меж листиков бумаги

Импрессионисту осень снится,
Взгляд её задумчивый и карий
Наши пролетающие лица
Собраны в пылающий гербарий.

1999

Немало стихотворных строк посвящено художникам и их творениям. Хрестоматийный пример стихотворение Николая Заболоцкого, написанное на портрет А.П.Струйской кисти Федора Рокотова:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.1

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Ее глаза как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук

А много раньше другой поэт Яков Полонский обратился К портрету Лопухиной кисти В.Л.Боровиковского:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражала
Страданье тень любви,и мысли тень печали
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела;
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить страдать
Прощать молчать2

Поэт подчас находит столь точные метафоры для описания того или иного полотна, что искусствоведу остается лишь рассказывать о произведении и его авторе. Художник слова очень тонко чувствует художника пера, резца и кисти, то мысленно пытаясь примерить на себя судьбу творца или его героев, то решая вечный вопрос в чем суть творчества.

Поэты размышляют о живописи и графике, о жанрах и приемах, сюжетах и композициях, пытаются писать в разных техниках.

В.Боровиковский. М.И.Лопухина Живопись

С годами живопись становится понятней,
Мы к ней все чаще обращаемся опять.
Московских пригородов солнечные пятна,
Головки грезовской светящаяся прядь,
Вакханки Рубенса, и Тауэр в тумане
Припоминаются все ярче и ясней.
Изображенья, раз увиденные, манят,
Вдруг проступившие из юношеских дней.
С годами живопись становится нужнее,
Все остальное ускользает и течет.
Стареет сцена и театры вместе с нею,
Кино и музыка иные, что ни год.
Одна лишь живопись внушает нам надежду,
Что неизменными останутся всегда
И эти складки у пророка на одежде,
И эта серая в промоинах вода.
И мироздания распавшиеся звенья
Соединяются в музейной тишине,
Где продлеваются летящие мгновенья,
Запечатленные на сером полотне.

Александр Городницкий, 1987

Игорь Северянин, словно художник, цикл своих стихотворений так и назвал акварель3.

Весенняя яблоня. Акварель

Весенней яблони, в нетающем снегу,
Без содрогания я видеть не могу:
Горбатой девушкой прекрасной, но немой
Трепещет дерево, туманя гений мой

Как будто в зеркало, смотрясь в широкий плес,
Она старается смахнуть росинки слез
И ужасается, и стонет, как арба,
Вняв отражению зловещего горба.

Когда на озеро слетает сон стальной,
Бываю с яблоней, как с девушкой больной,
И, полный нежности и ласковой тоски,
Благоуханные целую лепестки.

Тогда доверчиво, не сдерживая слез,
Она касается слегка моих волос,
Потом берет меня в ветвистое кольцо,
И я целую ей цветущее лицо.

1910

А сколько художников были поэтами и наоборот, поэты художниками: Волошин, Крученых, Маяковский, Бурлюк

Перелистывала подшивку газеты Искусство и ловила себя на мысли сделать поэтический обзор газетных публикаций, в котором стихотворные строки дополняли бы искусствоведческий текст, вносили в разговор о прошлом интонацию ХХ и даже ХХI века. Столь неакадемичный подход к произведениям изобразительного искусства может показаться субъективным и некорректным, но на то они и есть разговоры после уроков. На этот раз вокруг публикаций газеты Искусство, произведений и судеб любимых художников и поэтов. Стихотворения сами говорят за себя, комментировать их просто не нужно. Это не тексты обзоров и бесед, это всего лишь этюды, на основе которых каждый может создать свою картину.

Этюд первый
Сиреневый
Первую картину импрессионистов в Россию привез коллекционер Сергей Щукин. Это была Сирень в саду Клода Моне. Спустя годы поэт Осип Мандельштам свои впечатления от созерцания именно этой картины запечатлел в стихотворении Импрессионизм:

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет,
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.

К образу сирени обращались многие художники. С этим душистым весенним растением связана легенда о нимфе Сиринге, преследуемой влюбленным в нее Паном. Не желая принадлежать хозяину леса, она взмолилась богам, и была обращена ими в тростник, из стеблей которого Пан сделал свирель4.

Сирень не единожды воплощенная на холсте и майолике, на бумаге и в мозаике. Помните сирень Врубеля и Кончаловского?! Современники говорили, что в год смерти Врубеля сирень зацвела во второй раз, осенью, что не случается в наших краях. Цветок прощался с великим мастером.

А вот Александр Кушнер.

П.Кончаловский. СиреньСирень

Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.

Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.

Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *